экзамены

подготовка


    11. Политическое развитие России в XVII веке. Церковный раск

    Поделиться

    Admin
    Admin

    Сообщения : 74
    Дата регистрации : 2011-01-27

    11. Политическое развитие России в XVII веке. Церковный раск

    Сообщение  Admin в Вт Фев 01, 2011 3:40 am

    История России в 17 веке.

    Россия начала XVII в. – централизованное феодальное государство. Основой хозяйства оставалось земледелие, в котором было занято подавляющее большинство населения. В ведущих отраслях производства видное место начинают занимать более или менее крупные предприятия, в основном государственные: пушечный двор, оружейная палата, городовой приказ и приказ каменных дел с его кирпичными заводами и т.д.

    Создание и развитие крупных предприятий способствовало росту разделения труда и усовершенствованию техники. Характерной чертой развития городского ремесла являлось появление новых, все более узких специальностей. Начало XVII века в истории России было ознаменовано крупнейшими политическими и социально-экономическими потрясениями. Это время историками было названо Смутой. Последствием смутного времени был мощный регресс экономического и социально-политического положения по сравнению с достигнутым к концу XVI века.

    Документальные и литературные источники того времени рисуют мрачные картины разоренных, обезлюдевших городов и селений, запустевших пашенных земель, упадка ремесла и торговли. ХVII век, по определению Н.М. Карамзина, открывался для России адскою игрою властолюбия, бедствиями свирепого голода и всемирных разбоев, ожесточением сердец, развратом народа – всем, что предшествует ниспровержению государств. Тем не менее русские люди достаточно быстро справились с бедствиями, и к середине XVII века жизнь стала входить в прежнее русло.

    Восстановление народного хозяйства. Восстановление страны после опричнины и смуты было завершено только к середине века в основном за счёт роста поместного землевладения. Новая династия Романовых щедро раздавала земли, в результате чего в центре страны практически не осталось черносошных земель. Экстенсивные методы (освоение Поволжья и в конце века Сибири) давали возможность достигать высоких урожаев. Появляются районы, где начинается производство товарного хлеба. Однако в целом в стране продолжает господствовать натуральное хозяйство.Установление крепостного права законсервировало дальнейшее развитие этих районов. Крестьянское хозяйство продолжало производить не только продукты питания, но и одежду, обувь, мебель, орудия труда (в Европе этого уже давно не было). Именно в XVII в. сложились 2 формы эксплуатации: барщина (в Черноземье) и оброк (натуральный и денежный).

    Производительность труда оставалась на прежнем, крайне примитивном уровне. Практически не появлялись новые сельскохозяйственные культуры. В советской историографии существует положение о том, что именно в XVII в. в социально-экономической жизни страны начинают происходить изменения, якобы свидетельствующие о зарождении капитализма. Это было сделано для того, чтобы каким-то образом нивелировать (уравнять) отставание России от Западной Европы, показать, таким образом, что капитализм в России имеет относительно длительную историю.

    Прежде всего, нельзя говорить о зарождении промышленности в полном смысле этого слова. Основной формой промышленного производства оставалось ремесло. Но теперь ремесленники изготавливают не на заказ, а на рынок. Такая форма ремесла называется мелкотоварным производством. Особенностью русской промышленности является широкое распространение промыслов (солеварение, обработка дерева и кожи, ткачество и пр.). В связи с этим развивается специализация районов. Поморье специализируется на изделиях из дерева и солеварении, Поволжье - на обработке кожи, Новгород и Смоленск - на производстве льна, Тула и Кашира - железоделательном производстве. Новым в российской промышленности было появление мануфактур. Однако, в отличие от Западной Европы, мануфактуры появились не как реакция на экстенсивное расширение рынка сбыта, а как государственная необходимость.

    И появились они не в лёгкой (как в Европе), а в тяжёлой промышленности. Хозяевами русских мануфактур были иностранные купцы или государство. Первая мануфактура появилась в 1636г. в Туле, её основал голландец Виниус. Вслед появились и другие мануфактуры.

    В Москве самыми известными были хамовничья и оружейная мануфактуры, а также монетный двор. В связи со специализацией районов, переходом ремесла в стадию мелкотоварного производства происходит складывание всероссийского рынка, т.е. начинают устанавливаться торговые отношения между различными районами, центром которых продолжала оставаться Москва. Более половины товаров России проходило через Москву.

    Основной формой торговли была ярмарка (сезонная ежегодная оптовая торговля), которая проходила осенью или весной. Эта форма торговли была наиболее оптимальной для любого русского человека. Редкость проведения ярмарок можно объяснить извечной русской проблемой - плохими дорогами, масштабность - отсутствием как таковых денег у крестьян. Крупнейшим торговым центром была, конечно, Москва. Самыми известными были Макарьевская ярмарка близ Нижнего Новгорода, Ирбитская на Урале, Свенская - около Брянска.

    Участниками рынка были купцы и их капитал. Гости - высшая категория купцов - имели право выезда за границу, право владения вотчиной, они были освобождены от некоторых повинностей. Гостиная и суконная сотни имели те же привилегии за исключением права выезда за границу. Мелкие торговцы продавали товары (как правило, повседневного спроса), в разнос. Ввозили ковры, ткани.

    Из Европы импортировали металлические изделия, сукно, краски, вина. Россия вывозила пеньку (сырьё для корабельных канатов), пушнину, кожу, техническое сало. Единственным портовым городом был Архангельск. Вся внешняя торговля сосредотачивалась в руках иностранных купцов, русские же не имели ни кораблей, ни капиталов, ни образования, ни определённой организованности. Для того, чтобы сократить проникновение иностранных купцов вглубь страны, в 1663г. вышел соответствующий торговый устав. Он заменил многочисленные торговые пошлины единым налогом 5%, а для иностранных купцов - 6%, если они продают свои товары в Архангельске, а внутри страны - 8%. В 1667г. по инициативе выдающегося государственного деятеля Ордин-Нащокина был принят новоторговый устав. Он запрещал торговлю между иностранцами, розничную торговлю иностранным купцам, а так же вводил для них двойные пошлины, если они торговали внутри страны.
    Период формирования абсолютной монархии. XVII в. - период формирования так называемой абсолютной монархии. Она характеризуется сосредоточением полной власти в руках монарха, который полностью распоряжается казной, армией, получает абсолютное право издавать законы и для управления страной создаёт разветвлённый бюрократический аппарат. В Европе абсолютизм появляется, когда старый господствующий класс феодалов теряет своё экономическое могущество, лавируя между этими противоречиями, монарх берёт всю власть в свои руки, пользуясь поддержкой с обеих сторон (в первую очередь со стороны феодалов).

    Первыми признаками абсолютизма в России были изменение роли Боярской Думы и сокращение Земского Собора. В 1649г. Земский Собор принимает новый свод законов Соборное уложение. Последний полный Земский Собор собирался в 1653г. относительно вопроса о присоединении Украины, а самый последний в истории России – в 1683г.

    Изменилась и ситуация: старая формула "Царь приказал, а бояре приговорили". В Боярской Думе повысился удельный вес дворян (они теряют своё аристократическое значение), внутри возникают дополнительные органы Государственная Палата и Расправная Палата. Дума становится исключительно громоздким учреждением. Изменился сам титул русского царя. Прежний титул "Государь, Царь и Великий князь Всея Руси" заменяется на "Божией милостью Великий Государь, Царь и Великий князь всех Великие и Малые и Белые Русии самодержец".

    Подчёркивалось божественное происхождение самодержавный характер. Соборное Уложение установило наказание смертной казни за хулу на царя и за умысел против него. В XVII в. расцветает приказная система, к концу века приказов становится около 80. Они делились на постоянные и временные, территориальные и военные. Резко увеличилось число приказных людей так, что в 1640г. таких людей было менее 300, а к концу века - более 3000. Приказная система оказалась исключительно несовершенной. Многие приказы дублировали друг друга. Появляется приказ тайных дел, который осуществляет функцию контроля над остальными приказами и Счётная Палата, осуществляющая контроль над тратой денег другими приказами. Учреждения, контролирующие бюрократию органов, являются важнейшим признаком абсолютизма. Неотъемлемой особенностью российского абсолютизма является то, что в России не только не зарождалось буржуазных элементов, но вместе с тем проходило дальнейшее усиление крепостного права (Соборное Уложение вообще отменило всякие переходы).

    Следовательно, в России происходит консервация феодального способа производства. Особенностью российского абсолютизма было также отсутствие регулярной армии и финансовой системы. Армия состояла из дворянского ополчения, которое собиралось для каждой военной кампании и стрельцов, которые в мирное время занимались промыслом и торговлей. Финансы России не являли собой единую систему, сбор налогов находился в ведении разных приказов, как и их распределение. Становление абсолютизма происходит в основном в период царствования Алексея Михайловича, который по словам Ключевского, прошёл полный курс древнерусского образования под присмотром своего деда патриарха Филарета, был очень набожным человеком.

    Современники называют его "тишайшим", а век, в который он правил - "бунташным". Это во многом было связано с формированием абсолютизма, т.е. изменением как политической, так и социальной жизни страны. Социальные потрясения XVII в. были вызваны формированием новой социальной классовой структурой российского общества.
    Церковный раскол 17 века. В событиях Смутного времени церковь играла видную роль. Еще более ее авторитет повысился в 20-е годы XVII в., когда вернувшийся из плена Филарет фактически соединил в своих руках прерогативы светской и церковной власти.

    Своей деятельностью он подготовлял почву для, по сути, превращения России в теократическое государство. Несмотря на то, что Соборное Уложение 1649г. ограничивало рост церковного землевладения (что не удалось сделать Ивану Грозному) и урезало иммунитетные права монастырей, экономическое могущество церкви оставалось по-прежнему велико. Вместе с тем, церковь не представляла собой единую силу. Истоки расхождений в церковной среде восходят к 40-м годам XVII в., когда в Москве сложился Кружок ревнителей древнего благочестия. Его возглавлял царский духовник Стефан Вонифатьев, а входили и Никон, и Аввакум, и другие светские и церковные деятели. Их стремления сводились к назревшему "исправлению" церковных служб, поднятию нравственности духовников и противодействию проникновению светских начал в духовную жизнь населения. Их поддержал и царь. Однако несогласие начиналось, когда речь заходила о выборе образцов, по которым надлежало производить исправления.

    Одни считали, что за основу нужно положить древнерусские рукописные книги (Аввакум), другие - греческие оригиналы (Никон). Несмотря на свою непримиримость, споры вначале не выходили за рамки богословских рассуждений узкого круга лиц. Так продолжалось до тех пор, пока Никон не стал в 1652г. патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу.

    Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, в богослужебные книги вписывали слова, по сути равнозначные, но по форме другие, произошла замена и других ритуалов. Из Москвы были высланы "ровнители" (Аввакум - в Сибирь). Одновременно Никон, некогда бывший личным другом царя Алексея Михайловича, поставленный патриархом при его содействии, стал претендовать на государственную власть. Он демонстративно подчеркивал превосходство духовной власти над светской: "Яко же месяц емлет себе свет от солнца... токожде и царь поемлет посвящение, помазание и венчание от архиерея". По сути он становится соправителем царя, а во время отсутствия Алексея Михайловича занимал его место. В приговорах Боярской думы появилась такая формулировка: "светлейший патриарх указал и бояре приговорили". Но Никон переоценил свои силы и возможности: приоритет светской власти был уже определяющим в политике страны. Тем не менее борьба продолжалась восемь лет.

    И только церковный собор 1666 г. вынес приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь. Вместе с тем, церковный собор объявил проклятие всем противникам реформы. После этого раскол в России разгорелся с гораздо большей силой. Чисто религиозное вначале движение приобретает социальную окраску.

    Однако силы споривших между собой реформатов и старообрядцев были неравны: на стороне первых находилась церковь и государство, вторые защищались только словами.

    Движение старообрядчества было сложным по составу участников. В него входили горожане и крестьяне (приток "низов" - после "разинщины"), стрельцы, представители черного и белого духовенства, наконец бояре (яркий и хрестоматийный пример - боярыня Морозова). Общим их лозунгом был возврат к "старине", хотя каждая из этих групп понимала его по-своему. Трагическая судьба выпала на долю старообрядцев уже в XVII в. Подвижнической смертью погиб неистовый Аввакум: после многолетнего "сидения" в земляной яме он был в 1682 г.сожжен. А последняя четверть этого столетия озарена кострами массовых "гарей" (самосожжений). Преследования вынудили старообрядцев уйти в глухие места - на север, в Заволжье, где их не коснулась цивилизация ни в XVIII, ни в XIX, ни даже, иной раз в XX в. Вместе с тем, старообрядцы, благодаря своей удаленности, остались хранителями многих древних рукописей. История и историки благодарны им.

    Что касается официальной церкви, то она пошла на компромисс со светской властью. Собор 1667г. подтвердил независимость духовной власти от светской. По решению этого же собора был упразднен Монастырский приказ, а также отменялась практика суда светского учреждения над духовенством. Расколом принято называть произошедшее во второй половине XVII века отделение от господствующей Православной Церкви части верующих, получивших название старообрядцев, или раскольников.

    Значение Раскола в русской истории определяется тем, что он являет собой видимую отправную точку духовных противоречий и смут, завершившихся в начале XX века разгромом русской православной государственности. О Расколе писали многие. Историки - каждый по-своему толковали его причины и разъясняли последствия. Непосредственным поводом для Раскола послужила так называемая «книжная справа» - процесс исправления и редактирования богослужебных текстов. За ликвидацию местных различий в церковно-обрядовой сфере, устранение разночтений и исправление богослужебных книг и другие меры по установлению общей богословной системы выступали все члены влиятельного «Кружка ревнителей благочестия».

    Однако среди его членов не было единства взглядов относительно путей, методов и конечных целей намечаемой реформы. Протопопы Аввакум, Даниил, Иван Неронов и другие считали, что русская церковь сохранила «древлее благочестие» и предлагали проводить унификацию, опираясь на древнерусские богослужебные книги. Другие члены кружка (Стефан Вонифатьев, Ф.М. Ртищев), к которым позднее присоединился Никон, хотели следовать греческим богослужебным образцам, имея в виду в дальнейшем объединение под эгидой московского патриарха православных церквей Украины и России (вопрос о об их объединении, в связи с нарастанием Освободительной борьбы украинского народа против посольских поработителей, приобрел в это время важное значение) и укрепление их связей с восточными православными церквями.

    Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю обрядовую сторону религии, эти изменения получили значение большого события. К тому же выяснилось стремление Никона использовать реформу для централизации церкви и усиления власти патриарха. Недовольство вызвали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. К Расколу примкнула и часть высшего духовенства, недовольная централизаторскими устремлениями Никона, его самоуправством и отстаивавшая свои феодальные привилегии (епископы – коломенский Павел, вятский Александр и другие), некоторые монастыри. Призывы сторонников «старой веры» получили поддержку и в среде высшей светской знати.

    Но наибольшую часть сторонников Раскола составляли крестьяне. Усиление феодально-крепостнического гнета и ухудшение своего положения народные массы связывали и с нововведениями в церковной системе. Объединению в движении столь разнородных социальных сил способствовала противоречивая идеология Раскола. Раскол защищал старину, отрицал нововведения, проповедовал принятие мученического венца во имя «старой веры», во имя спасения души, и в то же время резко обличал в религиозной форме феодально-крепостническую действительность. Различным слоям общества были выгодны различные стороны этой идеологии.

    В народной массе живой отклик находили проповеди расколоучителей о наступлении «последнего времени», о воцарении в мире антихриста, о том, что царь, патриарх и все власти поклонились ему и выполняют его волю. Раскол стал одновременно и знамением консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знамением антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью. Массовый характер движение Раскола приобрело после церковного собора 1666-1667 гг., предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании.

    Этот этап совпал с подъемом в стране антифеодальной борьбы; движение Раскола достигло своего апогея, распространилось вширь, привлекая новые слои крестьянства, в особенности крепостных, бежавших на окраины. Идеологами раскола стали представители низшего духовенства, порвавшие с господствующей церковью, а церковные и светские феодалы отошли от Раскола. Главной стороной идеологии Раскола и в это время оставалась проповедь ухода (во имя сохранения «старой веры» и спасения души) от зла, порожденного «антихристом».

    Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина. С середины XVII века Россию сотрясали мощные восстания, происходившие в ответ на меры правительства по усилению эксплуатации и дальнейшему закрепощению крестьян – разрастания дворянского землевладения, введения новых сборов и повинностей. В 1648г. вспыхнуло в Москве движение, получившее название «соляного бунта». Начавшись 1 июня, восстание продолжалось несколько дней.

    Народ громил дворы московских бояр и дворян, дьяков и богатых купцов, требуя выдать ненавистных чиновников Плещеева, ведавшего управлением столицы и главу правительства боярина Морозова. Волнения в столице не прекращались до конца года. Мощное, хотя и скоротечное восстание вспыхнуло в Москве – «медный бунт». Его участники предъявили царю Алексею Михайловичу свои требования: снижения налогов, сильно возросших в связи с войнами с Польшей и Швецией, отмены медных денег, выпущенных в огромных количествах и приравненных к серебряным. Главным свидетельством кризисного состояния страны стало движение под предводительством донского казака С.Т. Разина. Изначально действия отряда донского атамана С.Т. Разина носили характер обычного грабительского набега на торговые караваны.

    Однако в конце 1669г. Разин, подготавливая новый поход, неожиданно ставит цель покарать "изменников бояр". 13 апреля 1670г. 7-тысячный отряд Разина подошел к Царицыну и без труда овладел им. Стрелецкие отряды, посланные против восставших, были разгромлены.

    Вскоре после этого была взята Астрахань. Астраханские стрельцы перешли к Разину.

    В лагере повстанцев было решено двигаться вверх по Волге. Саратов и Самара добровольно перешли на сторону восставших. Разин обратился к населению Поволжья с "прелестными письмами", в которых призывал примкнуть к восстанию и "выводить" изменников, т. е. бояр, дворян, воевод и приказных.

    4 сентября Разин подступил к Симбирску и почти месяц упорно его осаждал. Разбушевавшиеся толпы разинцев вели разгульную жизнь, сопровождавшуюся обильным пролитием крови: лишали жизни воевод, служилых и приказных людей, стрелецких голов, а также стрельцов, не пожелавших примкнуть к движению. Милосердие не проявляли и правительственные войска - они предавали смерти всех, кто остался в живых на поле сражения; такая же участь постигала почти всех разинцев, оказавшихся в плену: их казнили без суда. Ради чего все это происходило, какие цели преследовали участвовавшие в движении крестьяне и народы Среднего Поволжья? Они, конечно же, имели основания для выступлений: в стране усиливался крепостной гнет, власть помещиков и правительственной администрации.

    Но на поставленный выше вопрос должного ответа сохранившиеся документы не дают, как не отвечают на него ни Разин, ни его соратники. Напуганное правительство объявило мобилизацию столичного и провинциального дворянства. 28 августа 1670г. царь напутствовал 60 тыс. служилых людей по отечеству, державших путь в Среднее Поволжье.

    Между тем ратные люди во главе с воеводой кн. Иваном Милославским засели в Симбирском кремле и выдержали четыре штурма повстанцев. 3 октября к Симбирску из Казани подошли правительственные войска под начальством Юрия Барятинского и после нанесенного Разину поражения соединились с ратными людьми Милославского. Разин ушел на Дон, чтобы собрать новое войско, но был схвачен домовитыми казаками и выдан правительству. Восстание потерпело неудачу.

    Тому причиной была стихийность и слабая организованность движения, отсутствие четких целей борьбы. Толпы плохо вооруженных людей не могли противостоять правительственным войскам, прошедшим военную подготовку. Движение носило царистский характер - в глазах восставших "хороший" царь ассоциировался с именем не царя Алексея Михайловича, а его сына Алексея, умершего незадолго до того. 4 июня 1671г. Разин был доставлен в Москву и два дня спустя казнен на Красной площади.

    Церковь предала его анафеме. Правительство торжествовало победу. В то же время имя удачливого атамана Разина превратилось в легенду - народная память сохранила о нем множество песен и былин.

    Внешняя политика. После Смутного времени России пришлось надолго отказаться от активной внешней политики.

    Однако по мере восстановления хозяйства и стабилизации положения внутри страны царское правительство начинает решать насущные внешнеполитические задачи. Первоочередной из них было возвращение Смоленска - важнейшей крепости на западной границе, захваченной во время Смуты Речью Посполитой. В 1632 — 1634 гг. Россия ведет с ней Смоленскую войну. Русское войско, однако, оказалось слабым и плохо организованным.

    Осада Смоленска не дала результатов. Поляновский мир 1634г. оставил за поляками Смоленск и все захваченные во время Смуты западные территории России. В конце 1640-х гг. в противостояние России и Речи Посполитой вмешалась третья сила: на Украине и в Белоруссии вспыхнуло мощное восстание.

    Оно было вызвано тяжелым положением, в котором находилось местное население. Если украинские и белорусские феодалы в XVI — XVII вв. в большинстве своем приняли католическую веру и ополячились, то крестьяне и горожане продолжали сохранять верность православию, родному языку, национальным обычаям. Помимо социального неравенства, им приходилось страдать еще и от религиозного и национального гнета, чрезвычайно сильного в Речи Посполитой. Многие пытались бежать на восточную окраину государства, к днепровским казакам.

    Эти казаки, сохранявшие самоуправление, несли пограничную службу, охраняя Речь Посполитую от набегов крымских татар. Однако польское правительство строго контролировало численность казаков, занося их в специальные списки — реестры. Всех не включенных в реестр оно рассматривало как беглых, пытаясь вернуть их хозяевам. Между правительством и казачеством постоянно вспыхивали конфликты. В 1648г. они переросли в восстание, возглавленное Богданом Хмельницким. Восстание началось победами казаков над войсками Речи Посполитой в 1648г. у Желтых вод и у Корсуни. После этого казачье восстание, поддержанное народными массами, переросло в освободительную войну. В 1649г. у Зборова войско Хмельницкого разгромило поляков. После этого был заключен Зборовский договор, значительно расширявший списки реестровых казаков (с 8 тыс. до 40 тыс.). Договор носил компромиссный характер и не смог примирить враждующие стороны.

    В том же году освободительная война охватила помимо Украины еще и Белоруссию. В 1651 г. в сражении под Верестечком украинская армия из-за измены крымского хана, союзника Хмельницкого, потерпела поражение. Новый Белоцерковский договор, ограничивший число реестровых казаков 20 тыс., еще меньше удовлетворял восставших.

    Хмельницкий, хорошо понимавший невозможность справиться с поляками своими силами, неоднократно обращался к России за поддержкой. Однако царское правительство считало страну не готовой к войне и медлило с решительными действиями. Только после того как сначала в 1653 г. Земский собор в Москве, а затем в 1654г. Украинская рада (народное собрание) в Переяславле высказались за воссоединение Украины и России, началась очередная русско-польская война.

    Первые действия русских войск были успешными: в 1654г. они вернули Смоленск и захватили значительную часть Белоруссии. Однако не доведя до конца эту войну, в 1656 г. Россия начала новую со Швецией, пытаясь прорваться к Балтийскому морю. Затяжная битва на два фронта шла с переменным успехом.

    В конце концов Россия добилась гораздо меньше того, на что рассчитывала. По Кардисскому миру со Швецией (1661) Россия вернула все прибалтийские территории, захваченные ею во время войны. Не удалось добиться полного успеха и в войне с Речью Посполитой: по Андрусовскому перемирию Россия возвращала Смоленск, а получала Левобережную Украину - все земли на восток от Днепра - и Киев на западном днепровском берегу. Правобережная Украина оставалась во Власти Речи Посполитой. После этих войн резко обострились отношения России с Османской империей, овладевшей к этому времени Северным Причерноморьем и пытавшейся распространить свою власть на всю Украину.

    В 1677г. объединенное османо-крымское войско осадило Чигирин - русскую крепость на Украине. В 1678г. ее удалось захватить, однако осада Чигирина ослабила османов и на другие военные действия у них уже не хватило сил. В 1681г. в Бахчисарае подписан договор, по которому османы признавали право России на ее украинские территории. В 1686 г. Россия заключила "вечный мир" с Речью Посполитой — недавние враги стали союзниками в борьбе с экспансией Османской империи.

    Заключение. На протяжении XVII века в истории России произошли большие перемены. Они касались всех сторон ее жизни. К этому времени территория Российского государства заметно расширилась, происходил рост населения. XVII век ознаменовался в истории России дальнейшим развитием феодально-крепостнической системы, значительным укреплением феодальной земельной собственности.

    Новая феодальная знать сосредотачивала в своих руках огромные вотчинные богатства. Господствующим классом в XVII в. были феодальные землевладельцы, светские и духовные помещики и вотчинники. Этот класс в этот период начал приобретать сословную замкнутость. К другому классу феодального общества относилось крестьянство, которое к этому времени постепенно начинало изживать прежнее деление на многочисленные категории.

    Соборное Уложение 1649 г., оформившее систему крепостной зависимости и завершившее развитие крепостнического законодательства, закрепило частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями, усилило на местах зависимость крестьян от феодалов и от государства. По этому же Соборному уложению устанавливались наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. Предоставив широкие крепостнические права землевладельцам, царское правительство в то же время возложило на них ответственность за выполнение принадлежавшими им крестьянами государственных повинностей. В этих условиях особое значение приобретает развитие торговли.

    В России образовалось несколько крупных торговых центров, среди которых выделялась Москва с ее громадным торгом, с более чем 120 специализированными рядами. Руководителями и хозяевами этого процесса были купцы. Рост товарного производства в XVII веке привел к резкому росту городов. Достаточно отметить, что в этот период в России насчитывалось более 225 городов. Резко возросла численность городского населения.

    Никон стал патриархом. Он сразу же начал проводить церковную реформу. Наиболее существенные изменения коснулись церковных обрядов. Никон заменил обычай креститься двумя пальцами троеперстием, в богослужебные книги вписывали слова, по сути равнозначные, но по форме другие, произошла замена и других ритуалов. Вынесли приговор о низложении Никона и ссылке его простым монахом в северный Ферапонтов монастырь.

    Разгорелся раскол в России. Чисто религиозное вначале движение приобрело социальную окраску. Раскол стал одновременно и знамением консервативной антиправительственной оппозиции церковных и светских феодалов, и знамением антифеодальной оппозиции. Народные массы, становясь на защиту «старой веры», выражали этим свой протест против феодального гнета, прикрываемого и освящаемого церковью. Между тем в эти же годы в стране то и дело вспыхивали восстания, в частности достаточно мощное Московское восстание 1662г.

    Наиболее крупным выступлением было восстание Степана Разина, который в 1667г. повел крестьян на Волгу. После крестьянской войны в России был осуществлен ряд важных государственных мероприятий, в числе которых переход к системе подворного обложения, преобразования в армии и др.

      Текущее время Ср Апр 26, 2017 3:13 am