экзамены

подготовка


    31. Политический и экономический кризис весной -летом 1917 г

    Поделиться

    Admin
    Admin

    Сообщения : 74
    Дата регистрации : 2011-01-27

    31. Политический и экономический кризис весной -летом 1917 г

    Сообщение  Admin в Вт Фев 01, 2011 6:56 pm

    2. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА В СТРАНЕ ВЕСНОЙ 1917 Г.

    Установление двоевластия Временного правительства и Петроградского Совета явилось главным своеобразием политической ситуации в стране после свержения самодержавия. В сформированное Временное правительство вошли 11 человек: Г. Львов - министр-председатель и министр внутренних дел, П. Милюков - иностранных дел и т.д. Состав кабинета отражал возросшее влияние кадетов (5 министров из 11). Главные задачи своей внутренней политики правительство обнародовало в Декларации 3 марта 1917 года. В ней объявлялось о полной и немедленной политической амнистии; установлении свободы слова, печати и т.д. Особым пунктом предусматривалось неразоружение и невывод из Петрограда воинских частей, принимавших участие в революционных выступлениях, подчёркивалась необходимость сохранения строгой воинской дисциплины. Подписал Декларацию председатель Гос. Думы М. Родзянко.

    В ночь образования Временного правительства, был издан приказ №1. Он адресовался столичному гарнизону, всем солдатам гвардии, армии, рабочим Петрограда для сведения. В приказе предписывалось создать выборные комитеты из представителей нижних чинов во всех ротах, полках, батареях и т.д. Но, не смотря на его популярность, он имел роковые последствия для судеб армии и всей страны. Русская армия становилась заложником в борьбе различных политических сил, сама, превращаясь в один из инструментов политики. Это вело к снижению боеспособности воинских формирований и наносило огромный ущерб обороноспособности страны.

    Важным инструментом новой власти на местах являлись комиссары Временного правительства, которые заменили бывших губернаторов. В Москве первым городским комиссаром стал городской голова М. Челноков, известный кадет, возглавляющий Всероссийский союз городов. К маю 1917 года в стране было 57 губернских комиссаров и 353 уездных, в основном кадетов или близких к ним. Позже их заменили во многих местах меньшевики и эсеры. По подсчётам историков, в марте-октябре 1917 года в стране действовало не менее 220 различных политических партий и групп. Прежняя партийная структура переживала серьёзную перестройку. Одни партии покинули политическую арену, другие вышли из подполья и для них настал период невиданного взлёта, третьи только начали формироваться. Прекратили своё существование Союз русского народа, Союз Михаила Архангела и др.

    Наибольший взлёт популярности в это время пришёлся на социалистические партии и, прежде всего, меньшевиков. Их лидерство было обусловлено их идейным влиянием на большинство рабочих, что нашло своё выражение в преобладании меньшевиков среди руководства общественных организаций трудящихся: Советов, кооперативов и т.д. Меньшевики поддерживали Временное правительство, добиваясь эффективного контроля за ним со стороны революционной демократии.

    3 апреля 1917 г. Петроград после долгих лет эмиграции вернулся В. Ленин. Вождь большевиков, ещё находясь за границей, выступил решительным противником Временного правительства и призвал к переходу от первого буржуазно-демократического этапа ко второму социалистическому этапу революции. Концепция такого перехода была изложена Лениным в «Апрельских тезисах» и закреплена решениями Всероссийской конференции. Ленин сумел в определённой степени повлиять на настроения умеренных большевиков и предложил своей партии новые ориентиры. Основными политическими лозунгами момента для большевиков стали требования полновластия Советов, заключения немедленного мира, национализации земли при конфискации помещичьих хозяйств, установление рабочего контроля над производством и потреблением. Эти меры рассматривались Лениным как шаги к введению социализма.

    Российские либералы, оказавшиеся у власти в 1917 году, находились в сложном положении. С одной стороны, они были ограничены в своих действиях постановлениями Советов, с которыми вынуждены были считаться, с другой, у них явно отсутствовал опыт созидательного государственного строительства. К тому же, одну из своих главных задач правительство связывало с продолжением войны, что делало его крайне не популярным в глазах широких народных масс.

    Первые шаги Временного правительства продолжали политику царской власти на повышение роли государства в управлении экономикой. 25 марта 1917 года правительство издало постановление «О передаче хлеба в распоряжение государства и его местных продовольственных органов», устанавливающее монополию государства на хлеб и твёрдые цены на него.

    Закон о хлебной монополии, сам по себе в период войны являлся необходимой и прогрессивной мерой, рассчитанной на ограничение свободной торговли и интересов частных предпринимателей. Однако в реальной обстановке правительство, не имея собственного продовольственного аппарата, вынуждено было привлечь к его выполнению частные торгово-промышленные круги и кооперативы. Кооперация могла бы стать главной опорой власти, но в действительности, хлебозаготовками занимались практически все общественные организации, способные получить наряды министерства, что вело к срыву монополии и спекуляции продовольствием.

    Попытки расширить государственное влияние предпринималось и в других сферах. Большое внимание стало уделяться регулированию производственных отношений и достижения социального партнёрства между трудом и капиталом. Подготовили новые законы о городском самоуправлении. Одним из важнейших вопросов для России оставался вопрос о продолжающейся войне и путях достижения мира.

    5 мая было образовано первое коалиционное правительство. Его вновь возглавил Г. Львов. В новом кабинете осталось 10 министров и 6 министров-социалистов. Правительственный блок либералов и умеренных социалистов получил возможность провести в жизнь программу, выработанную посланцами Совета. Программа предусматривала скорейшее заключение демократического мира, установление всеобъемлющего государственного контроля и регулирования экономики, усиление налогообложения имущих классов и защиту труда.

    Однако правительственные декларации имели свойство устаревать едва ли не в тот день, когда они опубликовались. В общественной атмосфере мая 1917 г. уже явственно ощущалось приближение новой грозы.

    3. НАРАСТАНИЕ КРИЗИСА ЛЕТОМ 1917 ГОДА

    Создание коалиционного министерства воспринималось в обществе как подтверждение силы нарастающего народного недовольства политикой правящих кругов. Вхождение представителей Советов в правительство должно было сбить стихию выступлений и анархий, грозящей развалом фронту и тылу. Но этого не произошло. Конец весны - начало лета были отмечены очередным витком революционной активности масс и усилением среди них влияния радикального крыла революционной демократии - большевиков.

    Ожидание крестьян разрешения аграрного вопроса новой властью сменилось актами прямого действия, захватами помещичьих земель, разгромами барских усадеб. Через свои организации крестьяне предпринимали попытки установить контроль над сельскохозяйственным производством, распределением семенного фонда, использованием лесов. К лету завершился процесс оформления всекрестьянской организации. Организационную и финансовую поддержку Советам оказывали эсеры и кооперация. В мае 1917 года в Петрограде состоялся I Всероссийский съезд крестьянских депутатов.

    Особым размахом в это время отличалось рабочее движение. Резко возросла забастовочная активность пролетариата. Фабрично-заводские комитеты всё чаще стали смешиваться в решение вопросов, связанных с получением заказов, финансированием поставок сырья, распределением продукции. Среди фабзавкомов заметно укрепились позиции большевиков. Их важной деятельностью стала организация Красной гвардии, которая создавалась по производственному принципу на предприятиях и заменила собой распущенную ранее правительством рабочую милицию. Профсоюзы же строились по отраслевому принципу. Нередко на одном заводе трудились рабочие разных союзов.

    Прологом июльского кризиса стал выход из правительства 2 июля 1917 года четырёх министров-кадетов, покинувших кабинет в знак протеста против признания автономии Украины, о которой Керенский, Церетели и Терещенко договорились с Центральной Радой. Это соглашение нарушало волю Учредительного собрания определять политическое будущее страны.

    Июльские события подтвердили опасения либералов и правых, что их дальнейшее попустительство безвольной политике умеренных социалистов, проводимой ими как в самом правительстве, так и в Советах, только потворствует радикализму масс и ставит страну на грань очередной катастрофы.

      Текущее время Сб Янв 21, 2017 7:03 am