экзамены

подготовка


    37. Политическая и экономическая сущность НЭПа

    Поделиться

    Admin
    Admin

    Сообщения : 74
    Дата регистрации : 2011-01-27

    37. Политическая и экономическая сущность НЭПа

    Сообщение  Admin в Ср Фев 02, 2011 3:19 am

    1. ?Социально-экономические противоречия и итоги Нэпа

    Весной 1921 г. Перед большевистским руководством реально встала угроза потери власти. Гражданская война, экономическая политика большевиков в предыдущий период усугубила тяжелейшее положение страны. В результате семи лет войны Россия потеряла более четверти своих национальных богатств. Особенно крупный урон понесла промышленность - объем валовой продукции уменьшился в семь раз. В 1920 г. Объем перевозок железных дорого составил 20% довоенного уровня. Тяжелым было положение и в сельском хозяйстве. Посевные площади уменьшились по сравнению с 1913 г. На 25%, а валовая продукция - на 30%.

    Продразверстка изнуряла крестьянство. Насильственное изъятие у него сельскохозяйственной продукции в годы войны провоцировало политический кризис после ее окончания. К тому же после разгрома белых исчезла угроза возвращения крупных собственников земли. По стране вспыхнули крестьянские восстания - к весне 1921 г. Число их участников приближалось к 200 тыс. человек.

    Огромные лишения жителей городов привели к тому, что к осени 1920 г. В среде рабочих стало усиливаться недовольство, вылившееся в волну забастовок и демонстраций. Положение осложнялось начавшейся демобилизацией Красной армии.

    В условиях общенационального кризиса партия большевиков и ее лидеры оказались в ситуации политического и идеологического выбора: либо изменение политики, либо потеря власти. Ситуация усугублялась спадом революционного движения на Западе, что лишало большевиков поддержки извне, оставляя их один на один с внутренними проблемами. Угроза потери власти заставила руководство страны встать на путь перемен.

    ?1.1 Сущность новой экономической политики.

    Проблема отношений с крестьянством была центральным политическим вопросом в такой аграрной стране, как Россия. Начало проведения экономической политики, учитывающей интересы многомиллионных масс крестьянства, было положено решением X съезда ВКП (б) о замене продразверстки продналогом в марте 1920 г.

    Продналог устанавливался первоначально на уровне 20% от чистого продукта крестьянского труда, т.е. был в два раза меньше продразверстки. Крестьяне получали возможность распоряжаться излишками продукции. Однако срыв продуктообмена из-за отсутствия должного количества промышленных товаров и начавшийся летом 1921 г. голод заставили снять ограничения и ввести свободу торговли по всей стране.

    Принятые меры способствовали тому, что к 1923 г. был почти достигнут уровень посевных площадей 1913 г. В 1925 г. валовой сбор зерновых на 20% превысил уровень 1913 г.

    Свободная торговля потребовала наведения порядка в финансовой системе государства. Уже в 1921 г. был предпринят ряд шагов, направленных на оздоровление финансов. Частные лица и организации получили возможность держать в сберегательных кассах любые суммы денег и пользоваться вкладами без ограничений. В 1922 г. был начат выпуск новой денежной единицы - червонца, имевшего золотое содержание и курс в золоте: 1 червонец равнялся 10 дореволюционным золотым рублям, или 7,74 г. золота.

    Были предприняты шаги по привлечению в страну иностранного капитала. Возникли концессии, т.е. аренда российских государственных предприятий иностранцами. И хотя в целом количество таких предприятий было невелико, в некоторых отраслях промышленности их удельный вес был значительным.

    Для формирования рынка было необходимо оживить промышленность, увеличив выпуск продукции. В этих целях провели разгосударствление мелких и частично средних предприятий. Введение рыночных отношений затронуло и форму управления государственной промышленностью. Вместо главков были созданы тресты - объединения однородных или взаимосвязанных между собой предприятий, получивших финансовую и хозяйственную независимость. Был резко сокращен разбухший за годы военного коммунизма государственный аппарат. В стране возникла широкая сеть товарных бирж, ярмарок, торговых предприятий. Была восстановлена денежная оплата труда в промышленности, исключена уравниловка, сняты ограничения на рост заработной платы.

    Хотя в целом к концу 20-х гг. советская экономика достигает довоенного уровня, эффективность нэповской модели связано с высокой степенью огосударствления производства. Новый прирост мог быть достигнут только за счет реконструкции промышленности, а это требовало огромных капиталовложений.

    Успехи нэпа в первой половине 20-х гг. создали определенные условия для улучшения материального положения народа. Так, к 1926 г. заработная плата рабочих в среднем составляла около 94% довоенного уровня.

    1.2 Причины свертывания нэпа и его итоги

    Во второй половине 20-х гг. развитие нэповской экономики стало носить противоречивый, а порой и кризисный характер. Столкнувшись с нехваткой финансовых средств для развертывания промышленности, большевистское руководство пошло по пути все большей централизации в распределении ресурсов, вытеснения частного капитала из торговли при помощи налогового пресса, повышения арендной платы.

    Серьезной проблемой была безработица: если в 1923 г. на биржах труда было зарегистрировано 160 тыс. человек, то в апреле 1927 г. безработных насчитывалось около 1,5 млн. человек.

    Не менее противоречивым было развитие сельского хозяйства. Ограничения в развитии крупного товарного крестьянского хозяйства приводили к обострению противостояния между властью и зажиточным крестьянством.

    Новая экономическая политика не стала политикой «всерьез и надолго» прежде всего потому, что лидеры государства не смогли соединить курс рыночных реформ и социалистическую ориентацию. Новые экономические реалии все более противоречили коммунистической доктрине. В эти годы не произошло изменений в политической системе, не исчез террор. Административно-командный стиль партийного аппарата ВКП (б) делал нэп сторонником централизации, что вступало в противоречие с его принципами.

    Было и еще одна причина отказа от нэпа: настроения руководящих кадров и большой части общества, которые рассматривали его как «временное отступление», «тактический маневр».

    Во второй половине 20-х гг. восстановительные резервы в промышленности были исчерпаны, страна столкнулась с необходимостью огромных капиталовложений. Однако привлечь частный капитал не удалось, так как это было запрещено законодательно. Ускоренное развитие промышленности зависело от крестьянства, которое нужно было заставить отдавать все, что оно производило. Поэтому вновь возникший в 1927-1928 гг. кризис хлебозаготовок, повлекший за собой введение карточной системы, был решен чрезвычайными мерами эпохи военного коммунизма: через насильственное изъятие зерна и аресты.

    Переход к репрессивным мерам был обусловлен не в последнюю очередь политическими причинами - растущей угрозой коммунистической советской власти со стороны окрепшего зажиточного крестьянства. Непреодолимые противоречия между экономикой и политической системой, основанной на всесилии административно-командных методов, обусловили конец нэпа и переход к массовой коллективизации крестьянства.

    ?2. Состояние экономики в конце 1991 г.

    Политическая система России в начале 90-х годов базировалась на двухступенчатой основе органов представительной власти - Съезд народных депутатов РФ и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Е. Ельцин. Он же был Главнокомандующим Вооруженными Силами. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный суд РФ. Преобладающую роль в высших структурах власти играли бывшие депутаты Верховного Совета СССР. Из их числа были назначены советники президента - В. Шумейко и Ю. Яров, председатель Конституционного суда В. Д. Зорькин, многие главы администраций на местах.

    Деятельность государственного аппарата протекала в условиях жесткой конфронтации законодательной и исполнительной власти. Состоявшийся в ноябре 1991 г. V Съезд народных депутатов предоставил президенту широкие полномочия для проведения экономических реформ. Большинство депутатов российского парламента в этот период поддерживали курс на складывание рыночной экономики в России. В конце 1991 г. правительство, возглавляемое ученым-экономистом Е.Т. Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства. Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» нацелены были на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования.

    Важное место в программе реформирования экономики занимала либерализация цен - освобождение их из-под контроля государства. Переход на свободные цены и тарифы был начат с января 1992 г. За государством сохранялось регулирование цен лишь на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены в стране выросли почти в 26 раз. Снизился уровень жизни населения: в 1994 г. он составлял 50% от уровня начала 90-х годов. Обесценились и были прекращены выплаты гражданам их денежные сбережения, хранившиеся в Госбанке.

    Основная роль в процессе перехода к рынку отводилась приватизация собственности. Ее результатом должно было стать превращение частного сектора в преобладающий сектор экономики. Приватизация госсобственности охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общественного питания и службы быта. В результате политики приватизации в руки частных предпринимателей перешли 110 тыс. промышленных предприятий. Ваучерная приватизация 1992 - 1994 гг. и последующие приватизационные акты привели к потере государственным сектором ведущей роли в экономике.

    Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. В середине 1993-1994 гг. падение промышленного производства составляло 21 %, в том числе в машиностроении - 31%, в производстве предметов широкого потребления - 30%. Свыше половины товаров российского рынка приходилось на долю импортной продукции.

    Одним из последствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

    Во второй половине 90-х годов большинство крупных и средних предприятий России превратились в частные, коммерческие и акционерные общества. Возникли и активно действовали многочисленные коммерческие банки, фондовые биржи и торговые дома. Все это привело к окончательной потере государством возможности управлять новыми производственными и финансовыми структурами с помощью прежних административных методов. Однако теперь в руках государства находились значительные пакеты акций заводов и фабрик, играющих ведущую роль в российской экономике. Велась разработка системы управления этими пакетами акций с целью воздействия на деятельность предприятий негосударственного сектора.

    Программа экономических реформ включала серьезные преобразования в сельском хозяйстве. 90-е годы стали временем интенсивного развития новых форм хозяйствования. В агросекторе экономики преобладающую роль играли открытые и закрытые акционерные общества, товарищества с ограниченной ответственностью, сельскохозяйственные кооперативы. В 1999 г. их удельный вес в структуре сельскохозяйственных предприятий составлял 65,8%.

    Экономический кризис тяжело отражался на состоянии аграрного сектора. Не хватало минеральных удобрений, автомашин и сельхозтехники. В 1996 г. предприятия сельхозмашиностроения произвели 14 тыс. тракторов, в 1998 г. - 9800, зерноуборочных комбайнов - соответственно 2500 и 1000. В последующие годы их выпуск продолжал уменьшаться. Недостаток сельхозтехники, особенно для фермерских хозяйств, организационная перестройка форм хозяйствования повлекли за собой падение уровня урожайности. Объем сельскохозяйственного производства в середине 90-х годов упал на 70% в сравнении с 1991-1992 гг. На 20 млн. голов уменьшилось поголовье крупного рогатого скота. К концу 90-х годов число убыточных хозяйств в государственном секторе составляло, по официальным данным, 49,2%, в частном - 57,9%. Радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями.

    Складывание новых имущественных отношений сопровождалось углублением социальной дифференциации населения. Увеличивалась численность лиц, живущих за чертой бедности.

      Текущее время Сб Ноя 18, 2017 1:13 pm